ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 8
1. Прогноз развития территории.. 13
1.1 Предпосылки развития территории муниципального образования. 13
1.2 Демографический прогноз 13
1.2.1 Демографическая ситуация. Прогноз численности населения. 14
1.3 Прогноз развития экономики муниципального образования. 16
2. Формирование целей территориального планирования 19
3. Предложения по территориальному планированию (проектные предложения генерального плана) 20
3.1 Развитие планировочной структуры муниципального образования. 20
3.1.1 Установление границ населённых пунктов. 20
3.1.2 Приоритеты в развитии территорий поселения. 21
3.1.3 Трансформация функционального зонирования. 22
3.1.4 Планировочная организация территории. 23
3.1.5 Концепция территориального развития поселения. 24
3.1.6 Развитие и совершенствование функционального зонирования и планировочной структуры поселения. 24
3.2 Жилищное строительство. 26
3.2.1 Основные направления жилищного строительства. 26
3.2.2 Площадки жилищного строительства. 28
3.3 Совершенствование сети обслуживания территории объектами социальной инфраструктуры. 29
3.3.1 Учреждения образования. 31
3.3.2 Учреждения здравоохранения. 31
3.3.3 Спортивные и физкультурно-оздоровительные учреждения. 32
3.3.4 Коммунальные объекты.. 32
3.4 Развитие коммерческого сектора системы обслуживания населения. 32
3.5 Развитие производственной зоны.. 33
3.6 Развитие транспортного комплекса. 33
3.6.1 Приоритеты развития транспортного комплекса. 33
3.6.2 Развитие внешнего транспорта. 33
3.6.3 Оптимизация улично-дорожной сети. 34
3.6.4 Развитие поселкового транспорта. 34
3.7 Развитие рекреационных функций территории. 35
3.8 Мероприятия по охране окружающей среды. 35
3.8.1 Комплекс планировочных природоохранных мер. 35
3.8.2 Комплекс мероприятий по охране окружающей среды.. 37
3.9 Развитие инженерной инфраструктуры.. 38
3.9.1 Водоснабжение и водоотведение. 38
3.9.2 Газоснабжение. 41
3.9.3 Теплоснабжение. 41
3.9.4 Электроснабжение. 42
3.9.5 Связь. 42
3.10 Инженерная подготовка территории поселения. 42
3.10.1 Вертикальная планировка. 42
3.10.2 Понижение уровня грунтовых вод. 42
3.10.3 Мероприятия по защите поселения от затопления. 43
3.10.4 Ливневая канализация. 46
3.11 Благоустройство территории. 47
Введение
Генеральный план муниципального образования Костинский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области является документом, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Генеральный план разработан институтом ООО «САРСТРОЙНИИПРОЕКТ» по заказу Администрации Курманаевского района Оренбургской области в соответствии с муниципальным контрактом
№ 0153300022012000090-0147307-01
Основанием для разработки генерального плана послужили:
- положения статьи 9 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004
№ 190-ФЗ (ред. от 30.11.2011);
- положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 06.12.2011);
- Устав муниципального образования Костинский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области;
- Устав Курманаевского района, принят решением собрания представителей муниципальных образований Курманаевского района Оренбургской области 20.06.2000 г.;
- Закон Оренбургской области от 21.02.2007 № 1037 «О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области»;
- Нормативы градостроительного проектирования Оренбургской области, утвержденные Постановлением Правительства Оренбургской области от 11.03.2008 г. № 98-п.;
- Закон Оренбургской области от 18.04.2007 «Об административно-территориальном устройстве Оренбургской области»;
- Техническое задание – приложение к муниципальному контракту;
- Исходные данные, предоставленные администрациями муниципального образования Курманаевский район, муниципальное образование Костинский сельсовет;
Генеральный план – основной документ территориального планирования сельского поселения, нацеленный на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В системе документов, составляющих законодательную базу национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России», документам территориального планирования муниципальных образований отведена важная роль. В них на основе комплексного учёта всех сторон жизнедеятельности муниципальных образований происходит определение территорий, предназначенных под те или иные виды градостроительной деятельности – проживание, производство, рекреацию, сельское хозяйство.
В генеральном плане определены следующие сроки его реализации:
- исходный срок – 2012 г.;
- первая очередь генерального плана муниципального образования Костинский сельсовет, на которую планируются первоочередные мероприятия до 2022 г.;
- расчётный срок генерального плана муниципального образования Костинский сельсовет, на который рассчитаны все планируемые мероприятия генерального плана – 2032-2037 гг.;
- период градостроительного прогноза, следующий за расчётным сроком генерального плана муниципального образования Костинский сельсовет, на который определяются основные направления стратегии градостроительного развития поселения – 2037-2042 гг.
Целью генерального плана является разработка комплекса мероприятий для сбалансирования развития сельского поселения и его устойчивого развития как единой градостроительной системы.
Задачи разработки генерального плана:
- проанализировать существующее положение территории;
- выявить сильные и слабые стороны территории как единой градостроительной системы;
- разработать прогноз развития территории;
- разработать рекомендации и предложения по улучшению среды жизнедеятельности.
Показатели развития хозяйства, заложенные в проекте, частично являются самостоятельной разработкой проекта, а частично обобщают прогнозы, предложения и намерения органов государственной власти Оренбургской области, различных структурных подразделений Администрации района, иных организаций.
Проектные решения генерального плана муниципального образования Костинский сельсовет являются основанием для разработки документации по планировке территории поселения, а также территориальных и отраслевых схем размещения отдельных видов строительства, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, охраны окружающей среды и учитываются при разработке Правил землепользования и застройки. Проектные решения генерального плана муниципального образования Костинский сельсовет на период градостроительного прогноза являются основанием для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также производственных зон.
При разработке проекта учитывались основные положения ранее разработанной градостроительной документации:
- схемы территориального планирования муниципального образования Курманаевский район Оренбургской области, разработанной ООО «ГЕОГРАД» в 2009 году;
Генеральный план в современных условиях является регулятивным документом территориального планирования муниципального уровня.
Основными задачами, нашедшими решение в данном проекте, являются:
- функциональное зонирование территории (планируемые границы функциональных зон);
- отображение зон, планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения;
- планируемые границы населенного пункта.
Основные положения территориального планирования решаются с учетом анализа существующего использования территории населенного пункта, границ территорий объектов культурного наследия, границ с особыми условиями использования территории, границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Утвержденный проект генерального плана может быть использован в качестве основы для создания территориального градостроительного кадастра, банка данных для разработки всех последующих градостроительных программ развития сельского поселения.
Для обоснования принятых решений в составе проекта выполнен анализ существующего положения всех функциональных систем в виде анкетирования крупных производственных предприятий, объектов социальной инфраструктуры, жилищного фонда, предприятий культурно-бытового обслуживания.
Проектирование осуществлялось в соответствии с положениями и требованиями:
В разработке генплана принимали участие:
- администрация Курманаевского района;
- администрация МО Костинский сельсовет;
- управление по архитектуре и градостроительству Курманаевского района;
Для непосредственного осуществления строительства необходима разработка проектов планировки, проектов застройки отдельных кварталов, рабочих проектов отдельных объектов с проведением комплекса необходимых инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий.
Проект генерального плана состоит из основного раздела – «Градостроительные решения». Пояснительная записка к проекту состоит из 2-х томов Материалов по обоснованию проекта (Том 1 – «Современное состояние территории. Комплексный анализ проблем и направлений развития», Том 2 – «Прогноз развития территории. Предложения по территориальному планированию») и «Положения о территориальном планировании».
Авторский коллектив проекта:
Ханзярова Г.А. – главный архитектор проекта;
Авдошина Е.В.– начальник архитектурно-планировочного отдела, главный инженер проекта;
Салмин В.С. - начальник отдела по водоснабжению, канализации и санитарной очистке;
Костомясова О.А. – начальник отдела ЭС, экономика;
Байчик П.М. – ведущий инженер, инженер - картограф;
Касимова М. А. – тех. архитектор, архитектор I категории;
Бедринцева Е. Н.– инженер-картограф, ГИС-специалист;
Храмова Е.О – инженер-картограф, ГИС-специалист;
Доронин Н.С. – инженер-картограф, ГИС-специалист;
Лукин А.С. – инженер I категории, инженерная подготовка и транспорт;
Васенкова Т.А. – инженер-эколог, природообустройство территории;
Сапаева В.В. – специалист I категории, экономист градостроительства.
Графические материалы схемы разработаны с использованием САПР «AutoCAD». Проведение вспомогательных операций с графическими материалами осуществлялось с использованием ГИС «MapInfo», графических редакторов «Corel Draw», «Photoshop».
Создание и обработка текстовых и табличных материалов проводилась с использованием пакетов программ «Microsoft Office Small Business-2003», «Open Office.org. Professional. 2.0.1».
При подготовке данного проекта использовано исключительно лицензионное программное обеспечение, являющееся собственностью ООО «САРСТРОЙНИИПРОЕКТ».
Список принятых сокращений:
ДДУ детское дошкольное учреждение
ДОУ детское образовательное учреждение
МДОУ муниципальное дошкольное образовательное учреждение
МО муниципальное образование
МОУ муниципальное образовательное учреждение
МР муниципальный район
ООШ общая общеобразовательная школа
СДК сельский дом культуры
СП сельское поселение
СОШ средняя общеобразовательная школа
СП сельское поселение
СТП схема территориального планирования
ФП фельдшерский пункт
1. Прогноз развития территории 1.1 Предпосылки развития территории муниципального образования
Главными факторами дальнейшего развития территории МО Костинский сельсовет являются:
Анализ показателей развития хозяйственного комплекса МО Костинский сельсовет за последнее время, при учёте социально-экономической ситуации в стране, позволяет высказать следующие предположения по перспективам развития территории поселения:
1) отраслевая специализация производственного комплекса МО относительно устойчива и нет оснований ожидать её принципиальных изменений;
2) наличие земель относительно высокого качества в поселении и его окружении и потребности МО – устойчивая основа пригородного сельского хозяйства. Однако, велика зависимость этого сектора экономики от общефедерального законодательства и федеральных решений по импорту сельскохозяйственной продукции в РФ;
3) маловероятно ожидать значительного прироста численности трудовых ресурсов поселения. В связи с сокращением механического притока населения и демографической структурой постоянного населения доля трудовых ресурсов поселения, вероятно, составит около трети его общей численности.
Расчеты основных показателей демографических процессов на перспективу до 2037 года произвести на основе сложившихся в последние десятилетия сдвигов в динамике численности населения МО Костинский сельсовет невозможно, так как не проводились соответствующие исследования. На основе динамики основных показателей воспроизводства населения Курманаевского района можно предположить, что количество населения МО Костинский сельсовет будет убывать в среднем на 2,48 % в год.
Таблица 2.1
Динамика изменения численности населения по населённым
пунктам МО Костинский сельсовет (2008-2012 гг.).
Наименование населённого пункта |
2008 г. |
2009 г. |
2010г. |
2011 г. |
2012 г. |
с. Костино |
690 |
698 |
682 |
663 |
654 |
с. Ивановка |
136 |
131 |
134 |
132 |
123 |
ВСЕГО: |
826 |
829 |
816 |
795 |
777 |
Современное состояние и основные тенденции демографической ситуации, сложившейся в районе, прослеживаются в таблице, представленной в I томе «Обоснования……»
Опираясь на произведённые расчёты динамики численности населения, его рождаемости и смертности с учётом миграций на примере поселений Оренбургской области, можно сказать, что очевидным можно считать:
Рассматривая демографические тенденции МО Костинский сельсовет, надо признать их взаимосвязанность и прямую зависимость от проблем районного центра – города Сорочинска. Так как всё поселение развивается без чётко разработанной программы, регламентов и ограничений и, можно сказать, в условиях «дикого» рынка, то демографический прогноз практически «вытекает» из схемы функционального зонирования территории, естественно, с учётом планировочных ограничений.
Прогнозирование численности населения до 2030 г. и оценка численности населения по состоянию на 2011 г. для сельских поселений, входящих в состав Курманаевского района, можно осуществить на основе следующей методики.
Базовым периодом для прогнозирования численности населения является 2011 г. Прогнозирование общей численности населения осуществлялось по модели, отражающей линейную функциональную зависимость общей численности населения от показателей естественного движения населения. Расчет численности населения на определенный период производился по формуле:
Перспективная численность населения определяется по формуле:
где:
Hn — численность населения на начало планируемого периода;
t — число лет, на которые прогнозируется расчет
Коп — коэффициент общего прироста населения,
Коп расчитывется по формуле: Коп = Крожд — Ксм + Кпр — Квыб = Кеп + Кмп
Ежегодное число родившихся и умерших в населенных пунктах было определенно как среднее значение соответствующих показателей за 2007 – 2011 гг.
Расчёт населения, произведённый по данной методике, показывает увеличение населения за счет естественного прироста и миграционного прироста. По расчету проектное население составляет 50 человек.
Принимая во внимание произведённые отводы под жильё, выполненные проекты и намерения администрации МО Костинский сельсовет, а также существующие плотности кварталов жилой застройки, можно определить население МО Костинский сельсовет в целом:
Таким образом, население, проживающее на территории МО Костинский сельсовет, в конце расчётного срока может составить 120 человек. Надо добавить, что часть этого населения (это учесть невозможно) составит население «второго жилья».
Согласно «Прогнозу…», рост населения поселения будет обеспечен, прежде всего, за счет естественного прироста и миграции населения. МО Костинский сельсовет как «точка» роста на основе территориальных и рекреационных функций, перспективное поселение, также получит абсолютный прирост численности населения.
Таким образом, численность населения МО Костинский сельсовет на первую очередь строительства и на расчётный срок может определиться соответственно в 0,818 до 0,938 тыс. человек.
С наличием инвестиционных площадок поселения, и, кроме этого, с учетом оптимального использования территорий поселения, с плотностью населения, приближенной к нормативной (без учёта фактора «второго жилья») прогноз численности населения поселения может быть ориентирован на количество населения 0,938 тыс. человек.
Для оценки потребности поселения в ресурсах территории и инженерного обустройства поселения может рассматриваться численность населения в 0,938 тыс. человек.
Поскольку демографический прогноз дан только с учётом оценки части резервных территорий под размещение жилых кварталов, а поселение обладает значительным земельным потенциалом, в решениях генерального плана даны предложения по размещению жилых и других территорий за расчётный срок.
Выводы:
1. Демографические процессы, происходящие в поселении, не сравнимы с ситуацией имеющей место быть в большинстве населённых пунктов России. Здесь наблюдается естественный прирост населения. Указанные особенности структуры населения следует учитывать в сфере социального обслуживания.
2. Прослеживается положительное изменение показателей рождаемости.
3. Целесообразно учитывать в генеральном плане МО Костинский сельсовет наличие населения «второго жилья» как специфическую «демографическую нагрузку» на инфраструктуру поселения.
4. При оценке численности населения МО Костинский сельсовет (по материалам «Схемы территориального планирования Курманаевского района Оренбургской области») следует иметь в виду, что по прогнозу численности населения Госкомстата России численность населения области к 2030 г. может не уменьшиться.
5. За период 2011-2016 года сохраняется тенденция прироста численности трудовых ресурсов за счёт вступления населения трудоспособного возраста в трудовую деятельность. На более поздний период указанный прирост может быть обеспечен, в основном, за счёт естественного воспроизводства населения и миграции населения.
Как объект прогнозирования развития экономической системы муниципального образования, МО Костинский сельсовет характеризуется рядом специфических особенностей, в частности:
В отраслевой структуре промышленного производства поселения прогнозируется изменения на расчетную перспективу. Как и в настоящее время, предпочтение стоит отдавать сельскохозяйственному производству.
Основными проблемами и направления развития хозяйства МО Костинский сельсовет являются:
В то же время, нестабильность и непредсказуемость социально экономической ситуации в стране, отсутствие на федеральном уровне стратегических разработок по основным направлениям развития Российской Федерации и ее субъектов не позволяют оперировать сколько-нибудь аргументированными количественными показателями и этапами реализации представляемых в работе предложений.
Очевидно, что в сложившейся ситуации поступательная динамика вероятна лишь в условиях целенаправленного жесткого управляющего воздействия на основные направления развития хозяйственной деятельности и использования территории на областном уровне. Для такого развития представляется необходимым использование в той или иной степени на разных временных этапах всех имеющихся ресурсов территории и привлечение в максимально возможной степени финансовых ресурсов разных форм собственности, а также «эффективных» инвесторов для реализации хозяйственных новаций.
Возможные направления и масштабы развития хозяйственного комплекса района определяются, по мнению авторского коллектива, следующими блоками факторов:
Основой устойчивого и безопасного развития среды жизнедеятельности на территории поселения должно стать совершенствование и развитие инженерно-транспортной инфраструктуры, а также система мер по охране окружающей среды и предотвращению чрезвычайных ситуаций.
Земельно-ресурсный потенциал оценивается как один из важнейших факторов возможного развития жизненного пространства и среды обитания населения.
Таким образом, перспективными направлениями в развитие экономики является расширения производства сельхозпредприятий, а также с дальнейшим расширением производства и налаживания рынков сбыта готовой продукции. Торговля – относится к частному сектору экономики, поэтому предложения по их развитию диктует рынок.
По основному сценарию развития в экономике МО Костинский сельсовет на расчётную перспективу коренных преобразований в отраслевой структуре хозяйственного комплекса не предвидится. Агропромышленная специализация будет приоритетным направлением на данном этапе развития МО. Она будет основополагающей и на расчётную перспективу до 2036 года. Но её дальнейшее развитие сопряжено с целым рядом серьёзных проблем, в числе которых можно выделить:
Первоочередными направления в развитии, как сельского хозяйства, так и промышленности поселения, особенно на первом этапе обозначенного расчётного периода, рассматривается расширение и модернизация производства, увеличение объёмов выпускаемой продукции, переработка сырья, налаживание связей по основным рынкам сбыта. Все мероприятия должны сопровождаться предварительной разработкой продуманной производственной программы, обоснованной маркетинговыми исследованиями и с обязательным учётом востребованности их продукции. Большое внимание будет уделяться уже существующим производственным мощностям.
В растениеводстве для повышения урожайности сельскохозяйственных культур необходимо ориентироваться на внесение местных органических удобрений, которые дешевле минеральных; проводить химическую мелиорацию и агромелиоративные мероприятия по улучшению водно-воздушного режима переувлажненных почв.
Посевные площади в районе следует расширять за счет закустаренных, избыточно увлажненных земель после проведения на них культуртехнических и мелиоративных мероприятий. Удельный вес застрахованных посевных площадей к 2030 г. должен составлять 80-85 %.
Для развития сельскохозяйственного производства предлагается использовать разработанную учеными и специалистами департамента АПК администрации области систему устойчивого ведения сельского хозяйства области: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Оренбургской области от 29.01.1999 N 2-п "О ПОВЫШЕНИИ УСТОЙЧИВОГО ВЕДЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ" (вместе с "СИСТЕМОЙ УСТОЙЧИВОГО ВЕДЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ (АННОТАЦИЕЙ)"). Использование этой системы позволит стабилизировать и динамично развивать агропромышленный комплекс.
На естественных сенокосах и пастбищах в первоочередном порядке выполнять мелиоративные и культуртехнические работы с последующим залужением, а также перезалужать улучшенные кормовые угодья, где после аварии не обновлялся травостой.
Естественные пастбища и сенокосы следует использовать без ограничений только для ремонтного молодняка, мясного и рабочего скота. Выпас молочного скота необходимо проводить только на культурных пастбищах при отрастании травы не менее 10 см и уровня загрязнения цезием–137 до 3 Ku/км2. Выпас скота на участках, где плотность загрязнения почв превышает 3 Ku/км2, может привести к получению загрязненного молока. Сено, полученное с таких участков, перед скармливанием подлежит радиометрическому контролю.
При невозможности получения молока, отвечающего требованиям стандарта, следует проводить переспециализацию хозяйств на ведение мясного скотоводства. Другую животноводческую продукцию можно производить без ограничений.
Промышленное возделывание овощей в незащищенном грунте (огурцы, томаты, капуста, корнеплоды, свекла, столовая, морковь, луковичные и зеленые культуры) следует планировать в севооборотах или вне севооборотных участков на минеральных почвах.
Для сенокошения и выпаса личного скота должны быть выделены постоянные участки с уровнем загрязнения цезием-137 не выше 2 Ku/км2. При обнаружении продуктов с содержанием радиоактивных веществ сверх установленных нормативов следует выявить причины загрязнения и принять меры по предотвращению получения загрязненной продукции.
1. Главная цель территориального планирования МО Костинский сельсовет: пространственная организация территории МО Костинский сельсовет в целях обеспечения устойчивого развития территории.
2. Цели территориального планирования:
3. Задачами территориального планирования являются:
Цели и задачи территориального планирования реализуются посредством осуществления органами местного самоуправления своих полномочий в виде определения перечня мероприятий по территориальному планированию, принятию плана реализации генерального плана, принятию и реализации муниципальных целевых программ. По проектным решениям генерального плана, осуществление которых выходит за пределы их полномочий, органы местного самоуправления выходят с соответствующей инициативой в органы государственной власти Оренбургской области.
Границы населенных пунктов, входящих в состав городского или сельского поселения, устанавливаются в генеральном плане соответствующего муниципального образования.
Граница МО Костинский сельсовет принята постановлением.
В пределах границы содержится 18 220 га (уточнено по обмерам опорного плана).
В соответствии с предложениями по территориальному планированию за основу берется данная территория МО Костинский сельсовет – 18 220 га.
Определения приоритетов развития территорий поселения – одна из наиболее важных и сложных задач территориального планирования.
На основе комплексного анализа развития территорий поселения и учета существующих предпосылок пространственного развития в генеральном плане предложены следующие приоритеты в развитии отдельных территорий (на расчетный срок и перспективу).
1. Развитие центра поселения – с. Костино и формирование центра поселения в развитый центр муниципального образования;
2. Освоение свободных площадок под размещение жилых территорий в с. Костино, с. Сарабкино, с. Маховка, п. Чесноковка:
3. Упорядочение производственных зон населённого пункта поселения, производственной зоны в населенных пунктах, проведение мероприятий по снижению негативного воздействия от производственного комплекса:
4. Формирование рекреационных территорий:
5. Охрана исторического наследия – разработка проектов охранных зон для объектов историко-культурного наследия, осуществление проектных мероприятий:
6. Организация коммунальных зон:
7. Усовершенствование дорожно-транспортного комплекса:
8. Формирование сети обслуживания населения в соответствии со ступенчатой моделью обслуживания:
9. Устройство спортивных комплексов внутрипоселкового и районного значения:
10. Развитие инженерной инфраструктуры и инженерной подготовки территории муниципального образования:
Территориальные ресурсы
С целью выявления территориальных ресурсов для развития МО Костинский сельсовет выполнен анализ территории, в процессе которого были учтены природные и экологические свойства территории, характер сложившейся планировочной структуры поселения, а также социально-экономические и прочие факторы, определяющие параметры и перспективы развития муниципального образования.
Особое внимание уделено природно-экологическим и санитарно-гигиеническим, а также инженерно-геологическим условиям и ограничениям, представляющим определённые препятствия к осуществлению тех или иных функций (санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы объектов, границы I и II пояса ЗСО источников хозяйственно питьевого водоснабжения, водоохранные зоны, леса и лесопосадки).
Одним из основных критериев выбора площадок реконструкции является относительная градостроительная ценность застроенной территории, которая выявлена путем пофакторной экспертной оценки привлекательности территории поселения. Под термином «привлекательность» подразумевается комплексное состояние и ресурсный потенциал отдельных фрагментов территории, определяющий уровень их благоприятности для проживания или привлечения инвестиций.
С этой целью проделан анализ территории по ряду факторов, влияющих на параметры и направление развития поселения, в том числе: природно-экологических, санитарно-гигиенических и инженерно-строительных условий, особенностей инженерного обустройства, характера современного использования территории.
В результате оценки выбраны наиболее предпочтительные по комплексу факторов площадки, на которых возможно размещение жилой и общественной застройки, расширения производственной зоны, устройство коммунальной зоны, а также территории, пригодные для организации рекреационных зон.
Комплексный анализ выявил порядка 25 га территорий, возможных для размещения нового капитального строительства на территории населенных пунктов.
Из общего количества земель все – территории, в основном свободные от застройки, но требующие в ряде случаев проведения мероприятий по инженерной подготовке территории, охране окружающей среды, инженерно-транспортному обустройству.
Территориальные ресурсы для размещения коммунально-складских предприятий определены как за счёт интенсификации использования существующих территорий, (что требует специальных дополнительных проработок), так и на свободных площадках.
На основе выбранных площадок рекомендовано территориальное развитие центра поселения, проектное функциональное зонирование и планировочная структура территории.
В основе трансформации функционального зонирования поселения лежат следующие главные предпосылки:
1) необходимость обеспечения территории под реконструкцию и новое жилищное строительство с целью реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России»;
2) необходимость обеспечить требуемую по социальным нормативам обеспеченность учреждениями социальной сферы, а также учреждениями обслуживания, находящимися в коммерческом спектре;
3) происходящее из основных целей территориального планирования увеличение территорий, занятых под общественно-деловые функции для размещения общественных бизнес-структур;
4) актуальность формирования системы непрерывных зеленых насаждений общего пользования;
5) необходимость упорядочения размещения производственных и коммунально-складских предприятий в поселении;
6) необходимость посредством функционального зонирования территории создать основу для сбалансированного градостроительного зонирования территорий (т.е. разработки правил землепользования и застройки).
Планировочная организация территории поселения исторически складывалась под воздействием следующих факторов:
Основными композиционными осями территории поселения, его транспортным каркасом служат автодорога Сорочинск - Костино.
Территориальное развитие поселения рассматривается с позиций размещения капитального строительства, как на свободных, так и на застроенных землях населённых пунктов поселения (т.е. путем дополнений к существующей застройке).
На свободных территориях в населённых пунктах поселения, в основном, в центре поселения предусматривается один из видов нового жилищного строительства – индивидуальное, с приквартирными участками а также комплексное развитие пром- и коммунальных территорий, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. При этом следует принимать повышение качества среды обитания, в том числе – улучшение архитектурного облика застройки населённых пунктов, более интенсивное использование территории и, как следствие, повышение ее инвестиционной привлекательности.
Базовыми принципами планирования территории поселения являются:
Генеральный план предусматривает сохранение общего характера исторически сложившейся планировочной структуры МО и приведение отдельных ее элементов (транспортные связи, параметры застройки, развитие системы общественных центров) в соответствие с современными требованиями к организации жизненной среды населённых пунктов. Для целей планирования размещения капитального строительства на территории поселения инвестиционно привлекательными становятся территории центра поселения – с. Костино.
Решениями генерального плана меняются очертания границы с. Костино – центра поселения. Прибавляются вся территория лесного хозяйства на севере, и территория механизированного тока на востоке села.
Территориальное планирование поселения в соответствии с Градостроительным кодексом РФ предполагает деление его территории на функциональные зоны в зависимости от вида использования. В настоящем генеральном плане выделены следующие функциональные зоны:
В проектных решениях генерального плана не предусмотрено дробление жилых зон.
В предложениях по генеральному плану не показано дробление жилых зон. Районы, занятые существующей усадебной застройкой, можно характеризовать, как зону высокой градостроительной ценности, в силу тех обстоятельств, что эти площадки достаточно близко расположены от мест приложения труда, учреждений обслуживания периодического пользования, и примыкают к главным транспортным связям поселения.
При разработке следующих стадий градостроительной документации должна учитываться конкретная демографическая ситуация, которая позволит рассчитать потребность в учреждениях образования, дошкольного воспитания и культурно-бытового обслуживания. В предложениях по генеральному плану выделены зоны усадебной жилой застройки (с. Костино - 33 жилых участка, с. Сарабкино - 45 жилых участков, с. Маховка - 21 жилых участок, п. Чесноковка - 21 жилой участок).
Общественно-деловые зоны включают в себя территории преимущественно занимаемые зданиями органов государственного и муниципального управления, предприятиями общественного питания, клубами, культурно-развлекательными и торговыми учреждениями. Общественно-деловые зоны не выделены, так как входят в понятие «застроенные территории». Во всём поселении они могут составить не более 1,50 га.
Зоны парков и скверов, а также других зелёных насаждений общего пользования могут составить 3 га, а также других территорий зеленых насаждений общественного назначения, рассредоточенных по поселению – это проектируемые рекреационные зоны в районе лесов и водных объектов, могут составить 57 га.
Зоны промышленности представлены площадками существующей промышленности, площадками существующих и проектируемых складских территорий, а также площадками агропромышленных комплексов. Они составляют около 25 га.
К зонам сельскохозяйственного назначения отнесены территории, занятые сенокосами, выпасами, территориями сельхозпроизводства. Они составляют 4651 га.
Земли спецтерриторий (кладбища) в МО Костинский сельсовет составят 2,52 га. Потребности в расширении территорий кладбищ нет.
Земли транспорта МО Костинский сельсовет представлены территориями автомобильного транспорта. Они заняты площадями, улицами, дорогами и т.д. и составят 18,98 га.
Территории водного фонда в поселении представлены рекой Боровка, рекой Маховка и рекой Чесноковка, их притоками, прудами. Они составляют 53,27 га.
Территории гослесфонда в пределах МО Костинский сельсовет представлены, в основном, существующими лесонасаждениями Костинский бор, урочище Каменный лес. Они составляют 4 771 га.
Территории функциональных зон не изменяются по сравнению с существующим положением, данные по которому представлены Администрацией поселения.
Проектом предлагают следующие принципы осуществления нового жилищного строительства.
1. Комплексная реконструкция и благоустройство существующих кварталов – ремонт и модернизация жилищного фонда; реконструкция инженерных сетей, улично-дорожной сети; озеленение территорий; устройство спортивных и детских площадок.
2. Комплексность застройки новых жилых районов – строительство объектов социальной инфраструктуры параллельно с вводом жилья; организация торговых и обслуживающих зон.
3. Строительство разнообразных типов жилых домов с учетом потребностей всех социальных групп населения, осуществление строительства социального жилья.
4. Индивидуальный подход к реконструкции и застройке различных населённых пунктов поселения; переход к проектированию и строительству разнообразных типов жилых объектов, жилых комплексов, групп жилых домов, жилых кварталов.
5. Формирование комфортной архитектурно-пространственной среды жилых зон; переход к более мягкому масштабу застройки.
6. Улучшение экологического состояния жилых зон, вынос за пределы селитебных территорий ряда производственных, коммунальных и прочих объектов, снижение класса вредности предприятий, не подлежащих выносу а также вывод транзитного и грузового автотранспорта.
Основные критерии развития жилищного комплекса на местном уровне необходимо скорректировать в сторону увеличения, в соответствии с местными особенностями. Необходимо использовать сложившуюся благоприятную конъюнктуру на рынке жилья и стабильно высокий спрос для формирования более высокого по сравнению с заложенными областными показателями уровня жилищной обеспеченности населения.
В последующем стратегия развитие жилищного строительства в МО Костинский сельсовет должна строиться на использовании благоприятных конъюнктурных факторов – наличия административного районного центра и наличию стабильного спроса на жилье со стороны жителей поселения и внутри региональных мигрантов. Это позволит несколько увеличить прогнозный уровень жилищного строительства в поселении по сравнению со среднеобластным.
При прогнозируемом количестве населения в поселении достижение поставленных целей предполагает увеличение жилого фонда до 1,440 тыс.м2. Учитывая современное состояние жилого фонда (19,417 тыс. м2) это потребует прироста за 25 лет в среднем в год 0,072 тыс. м2.
По отдельным этапам данного проекта этот показатель дифференцируется следующим образом (таблица 3.2.1.1).
Таблица 3.2.1.1
Планируемое увеличение жилого фонда
МО Костинский сельсовет
Годы |
За весь период |
В среднем за год |
I-я очередь строительства 2012-2022 гг. |
720 м2 |
72 м2 |
Расчетный срок 2012-2037гг. |
1440 м2 |
72 м2 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что если развитие жилищного сектора будет развиваться по заданному содержанию, это возможно из проведенного анализа, то предлагаемые результаты могут быть получены при соблюдении определенных условий:
Скачок в объеме строительно-монтажных работ приведет к привлечению на рынок услуг больших мощностей подрядных организаций. В настоящее время отсутствуют современные методики, позволяющие определять зависимость между объемом жилищного и культурно-бытового строительства и мощностью строительной базы. При формировании столь высокого спроса на услуги подрядных организаций невозможно определить на сколько быстро на рынке формируются соответствующие предложения и будет ли реализован данный проект в установленный срок.
Необходимо на основе планомерно разрабатываемой градостроительной документации (проектов планировки и межевания) выделять площадки под реконструкцию в структуре поселения.
Решения генерального плана по реорганизации территорий жилой застройки и новому жилищному строительству опираются на комплексный градостроительный анализ территории: градостроительная, историческая ценность среды и фонда, его техническое состояние и строительные характеристики, распределение жилья по расчетным градостроительным районам, динамика и структура жилищного строительства.
Параметры жилищного и сопутствующего строительства на показанных выше территориях приведены в разделе 3.1.4 «Развитие жилых зон».
Принятые плотности застройки:
Совершенствование системы культурно-бытового обслуживания является важнейшей составной частью социального развития муниципального образования.
МО Костинский сельсовет обуславливает особые требования к перечню размещаемых на его территории общественных учреждений и объектов, предполагает развитие социальной функции, решающей задачи совершенствования сервисного обслуживания с целью достижения качества жизни населения, соответствующего стандартам, принятым для поселений такого ранга.
Формирование и насыщение общественной застройки должно подчеркнуть имидж поселения, отдалённого от районного центра, с целью создания благоприятного инвестиционного климата.
Процесс развития системы культурно-бытового обслуживания будет сопровождаться изменениями как качественного порядка – повышением уровня обслуживания, появлением новых видов услуг, снижением потребности в некоторых традиционных видах, как качественного, так и количественного – разукрупнением учреждений и предприятий при увеличении общего количества рабочих мест для кадров, вытесняемых в условиях рыночной экономики из других сфер хозяйственного комплекса.
Это требует перестройки всей системы культурно-бытовой сферы:
Решение этих задач лежит на пути наращивания мощности всей системы услуг (рост объёмов, разнообразия, качества и доступности услуг) при изменении функциональной и территориальной организации.
Изменения в функциональной организации связаны с завершением процесса дифференциации сферы обслуживания на две системы: коммерческую и социальную.
Коммерческая – ориентируется на платёжеспособное население, обеспечивая максимальный по объёму и разнообразию набор услуг в соответствии со спросом.
Коммерческая сфера не поддаётся нормированию, поскольку развивается на основе конкуренции и в соответствии с законами рынка.
Социальная – ориентируется на всё население, в первую очередь на малообеспеченное, и должна обеспечивать гарантированный социальный минимум услуг.
Социальная сфера поддаётся нормированию, основанному на социальной статистике (учёт численности детей дошкольного и школьного возраста, частоты посещения медицинских учреждений и т.д.) и ориентируется на определённых этапах развития на социальные стандарты.
Следует отметить, что в новых экономических условиях сфера услуг является одной из приоритетных, поскольку достаточно привлекательна для вложения капитала и наиболее ёмка для занятости населения.
Таким образом, система культурно-бытового обслуживания будет функционировать и развиваться за счет смешанного финансирования – из личных средств населения, средств коммерческих структур и бюджетных средств.
Изменения в территориальной организации обусловлены необходимостью повышения комфортности среды проживания в части обеспечения достаточных по объёму и разнообразию услуг при минимальных затратах времени на их получение.
Эта цель достигается за счёт предлагаемого в проекте формирования иерархической системы центров обслуживания с определённым набором услуг разного типа и частоты пользования в центрах разных рангов (эпизодического, периодического и повседневного обслуживания).
В перспективный период потребность в новом строительстве учреждений обслуживания сохраняется и должна определяться в рамках разрабатываемых социальных программ муниципального, областного и федерального уровня.
Планируемый период развития поселения характеризуется ростом преимущественно качественных показателей, что повлечёт за собой следующие основные структурные сдвиги в организации обслуживания:
Поскольку численность населения МО Костинский сельсовет имеет тенденцию к стабилизации, правильная организация системы учреждений культурно-бытового обслуживания в перспективе предполагает не только строительство новых учреждений, но и качественное переоборудование и улучшение старых учреждений (оснащение их новой техникой, современным оборудованием, обеспечение хорошо подготовленными кадрами).
Развитие социальной инфраструктуры предусматривает повышение качества жизни населения по основным сферам: образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, социальная защита, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля и бытовое обслуживание.
В томе I рассматривалась современная ситуация с отсутствием детских дошкольных учреждений.
Общая потребность в местах в ДДУ на расчетный срок составит 40-48 мест. Из этого следует, что в МО Костинский сельсовет существует потребность в новом строительстве детских дошкольных учреждений в размере 50 мест. В связи с этим планируется строительство нового детского сада в с. Костино.
Представленные данные являются оценочными для определения объема строительства детских дошкольных учреждений. При последующем проектировании на стадии проектов планировки необходимо производить расчет в соответствии с уточненными данными по фактической и проектной численности населения, а также в соответствии с нормами региональных нормативов градостроительного проектирования для более рационального распределения проектируемых учреждений по территории.
В исходный год численность детей школьного возраста составила 124 человека.
На расчетный срок в соответствии с демографическим прогнозом предполагается 140 детей школьного возраста.
В условиях МО Костинский сельсовет нет необходимости строительства новой сельской школы.
Проектом генерального плана не предусмотрено мероприятий по строительству новых средних учебных заведений, реконструкции, требующей расширения и выделения новых земельных участков.
Ввиду того, что все учреждения высшего и среднего специального образования находятся в ведение Администрации Оренбургской области, вопросы их развития должны быть отражены в документах территориального планирования области, где нет подобных положений.
МО Костинский сельсовет обеспечено больничными местами – стационарные больничные места находятся во врачебной амбулатории– стационар на 10 мест, с достаточно хорошей транспортной доступностью. Ввиду этого в проекте генерального плана не предусмотрено строительство новых больниц и новых стационарных лечебных учреждений.
В проекте генерального плана предусматривается реконструкция ФАП – организация отделения экстренной помощи.
При формировании проектных решений по развитию системы скорой помощи поселения была взята норма СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», при которой необходимо по расчету 2 автомобиля на расчетный срок на 10 тыс. жителей (в том числе один резервный).
В МО Костинский сельсовет нет действующей станции, организация станции не требуется.
В МО Костинский сельсовет расположено: 1 спортивный зал, расположенный на территории Пронькинской школы.
В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006 – 2015гг» к 2015 г. необходимо довести численность занимающая физкультурой и спортом до 30% населения или 204 человека применительно к МО Костинский сельсовет. В связи с этим в проекте генерального плана предусмотрено строительство ФОКа.
Кладбища. Существующие кладбища МО Костинский сельсовет - огражденные. Расширение кладбищ на период не требуется.
В размещении объектов торговли, бытового обслуживания и общественного питания, проектные решения генерального плана исходят из того, что функционирование подобных объектов сегодня полностью находится в сфере частного предпринимательства, а следовательно, потребность в них определит рынок, который и будет поддерживать равновесие в их численности. Существующая нормативная база не дает объективной оценки в потребности в тех или иных учреждениях торговли, а у органов власти отсутствуют правовые рычаги воздействия на ситуацию, в которой, например, численность объектов торговли превысила норматив. Запретить открывать новые объекты торговли в такой ситуации закон не позволяет. Со стороны органов власти остается забота об отведении новых территорий под соответствующие функции и надзор за соблюдением порядка торговли в рамках установленных законом полномочий соответствующего уровня.
Ввиду этого генеральным планом не предусмотрено мероприятий по развитию сети торговли, общественного питания, бытового обслуживания потому как, что такое развитие будет осуществляться в рамках рыночных механизмов с минимальным вмешательством органов власти.
МО Костинский сельсовет, обладая достаточными и территориальными ресурсами, не имеет в оптимальном количестве мест приложения труда.
В животноводстве для увеличения производства молока и мяса в районе следует реконструировать молочно-товарные фермы.
В растениеводстве для повышения урожайности сельскохозяйственных культур необходимо ориентироваться на внесение местных органических удобрений, которые дешевле минеральных; проводить химическую мелиорацию и агромелиоративные мероприятия по улучшению водно-воздушного режима переувлажненных почв.
Посевные площади в районе следует расширять за счет закустаренных, избыточно увлажненных земель после проведения на них культур технических и мелиоративных мероприятий. Удельный вес застрахованных посевных площадей к 2030 г. должен составлять 80-85 %.
Основными приоритетами развития транспортного комплекса муниципального образования должны стать:
на расчетный срок (2032 г.):
Проектом не предусмотрено развитие таких видов внешнего транспорта, как водный и железнодорожный в МО Костинский сельсовет.
Развитие внешнего автомобильного транспорта непосредственно связано с созданием новых транспортных магистралей, связывающих все населенные пункты с районным центром и с областным центром.
На территории МО Костинский сельсовет аэропорт гражданского назначения отсутствует.
Основная задача проектируемой системы улиц и дорог – обеспечение удобных транспортных связей с наименьшими затратами времени поселков и деревень между собой и с расширяемым промышленным районом, центром поселения, устройствами внешнего транспорта, зонами отдыха и другими местами.
В проекте приняты следующие категории улиц и дорог:
а) магистрали общего пользования межмуниципального значения;
б) магистрали общего пользования местного значения.
Магистралями общего пользования межмуниципального значения по проекту генерального плана МО Костинский сельсовет становятся дороги Сорочинск-Костино. Жилыми улицами становятся по проекту настоящего генерального плана все улицы населенных пунктов, кроме улиц, являющихся продолжением вышеописанных дорог. А улицы, являющиеся продолжением вышеописанных дорог, являются магистралями районного значения в населенных пунктах.
Проектом предусматривается реконструкция автомобильных дорог доведение их до параметров магистрали общего пользования местного значения.
Удельный вес перевозок на индивидуальном автотранспорте, несомненно, возрастет, чему должно соответствовать развитие улично-дорожной сети. Вместе с тем, до разработки комплексной транспортной схемы некорректно оценивать и прогнозировать объемы роста перевозок на индивидуальном автотранспорте.
Развитие систем общественного транспорта непосредственно связано с ростом населения и освоением новых территорий для жилищного строительства, а также с формированием новых трудовых потоков в районе расширяемого промышленного производства и проектируемого автодорожного сервиса.
На данной стадии, до разработки комплексной транспортной схемы, в части развития общественного транспорта предусмотрены нижеописанные мероприятия на расчетный срок генерального плана.
Потребность в подвижном составе автобусов затруднительно определить без проведения дополнительных исследований пассажиропотоков.
Система хранения автотранспорта граждан разработана исходя из требований СНиП 2.07.01-89*.
Вместе с тем генеральным планом приняты способ хранения автотранспорта:
Указанные способы размещения автомобилей должны стать основой для проведения реконструкций и нового строительства в населенных пунктах сельского поселения.
Необходимо предусматривать устройство нормативных гостевых автостоянок в жилой и общественно-деловой застройке.
В МО Костинский сельсовет не выделены организованные места отдыха населения. Озеленение населённых пунктов неупорядочено. Вместе с тем небольшая залесённость поселения и наличие относительно большого количества водных пространств предполагают создание организованных мест отдыха. Предлагается:
В последующих стадиях проектирования более планомерно подходить к вопросам озеленения сельских территорий, созданию озеленённых, к озеленению уличных пространств. В пойме р. Боровка, р. Маховка и р. Чесноковка в водоохраной зоне предлагается устройство рекреационных пространств – создание пляжей, организованных мест отдыха и т.д.
Проектным решением генерального плана предусматривается необходимость реализации градостроительных приемов и мероприятий, направленных на «экологизацию» планировочной, транспортной и инженерной инфраструктуры СП для улучшения условий проживания и отдыха населения, восполнение утраченных элементов природной среды и охрану качества и естественных свойств ее компонентов.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Санитарно-защитная зона промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) – на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Для автомагистралей, гаражей и автостоянок устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов – санитарные разрывы. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Особые микроклиматические условия МО Костинский сельсовет создают благоприятные условия для произрастания здесь большинства деревьев, кустарников. В качестве основных зелёных насаждений в МО выступают насаждения - урочище, бор, которое, к тому же выполняют экологические функции зелёной зоны.
В настоящее время (при норме на одного жителя 21 м2 озеленённых территорий общего пользования с учётом рекреационных территорий) необходимо более 1,5 га озеленённых территорий общего пользования.
Озеленение центральных улиц вдоль автодороги Сорочинск - Костино, в деревнях необходимо в целях защиты от пыли, загрязнений атмосферного воздуха отходами транспорта и защиты от шума.
Генпланом предусматривается ликвидация сброса загрязненных сточных вод в открытые водоемы и на рельеф, развитие системы канализования поселения, строительство очистных сооружений канализации.
Предлагаемая генпланом планировочная организация территории, функциональное зонирование, направленное на совершенствование системы расселения, территориальной структуры производства, социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, учитывает и необходимость формирования природно-экологического каркаса сельского поселения.
Природно-экологический каркас призван ввести и закрепить более жесткие режимы использования включенных в него территорий, обеспечить непрерывность природного пространства с помощью формирования экологических коридоров.
Возможности формирования полноценного природно-экологического каркаса МО Костинский сельсовет определяются рядом нижеперечисленных факторов:
Соотнесение природно-ландшафтного потенциала и основных экологических рисков муниципального образования определяют специфику задач формирования эколого-рекреационного каркаса, среди которых следует указать:
К основным элементам природно-экологического каркаса муниципального образования отнесены массивы лесов в южной части поселения.
Генеральным планом предусмотрены следующие основные градоэкологические мероприятия:
1.Перспективное развитие селитебной и рекреационной зон муниципального образования планируется на наиболее благоприятных в экологическом отношении территориях.
2.Улучшение качества атмосферного воздуха в жилой зоне достигается за счет:
3.Разработка комплекса мероприятий по охране водных ресурсов, включающего следующие аспекты:
4.Обеспечение населения питьевой водой, соответствующей санитарно-гигиеническим нормативам за счет:
5. Снижение загрязнения почв предусмотрено за счет:
6. Планируется новое «зеленое строительство», которое позволит сформировать «экологический каркас» поселения и обеспечить нормативную потребность в зеленых насаждениях общего пользования.
7. Организация комплексной системы экологического мониторинга наблюдений за состоянием атмосферы, водных ресурсов, почвенного покрова, зеленых насаждений.
Система и схема водоснабжения
В разделе «Водоснабжение и водоотведение» в составе Генерального плана разработаны мероприятия по развитию систем инженерного оборудования поселения, направленные на комплексное инженерное обеспечение жилых районов, модернизацию и реконструкцию устаревших инженерных коммуникаций и головных источников, внедрение политики ресурсосбережения. По программе «Обеспечение населения Оренбургской области питьевой водой на 2011 – 2016 гг.» постановление от 20.08.2010 г. будет обновляться существующий водопровод, корректироваться местоположение труб, капитальный ремонт. В связи с тем, что действующие скважины находятся в санитарно-защитной зоне от располагающейся рядом промышленности и программой «Обеспечение населения Оренбургской области питьевой водой на 2011 – 2016 гг.» необходимо вынести скважины из санитарно-защитной зоны.
Проектные решения
Потребление воды в жилом секторе всегда было высоким, существующая система водоснабжения, в силу объективных причин, не стимулирует потребителей питьевой воды к более рациональному ее использованию. Сегодня жители оплачивают фиксированный объем воды, независимо от фактически потребляемого.
При выполнении комплекса мероприятий, а именно: реконструкция водопроводных сетей, замена арматуры и санитарно-технического оборудования, установка водомеров и др., возможно снижение удельной нормы водопотребления на человека порядка 20-30%.
Учитывая, что в жилом секторе потребляется наибольшее количество воды, мероприятия по рациональному и экономному водопотреблению должны быть ориентированы в первую очередь на этот сектор, для чего необходимо определить и внедрить систему экономического стимулирования.
В настоящем проекте рассматривается развитие систем водоснабжения и водоотведения в зависимости от норм расхода воды, принимаемым в соответствии с нормами СНиП 2.04.02-84. В нормы водопотребления включены все расходы воды на хозяйственно-питьевые нужды в жилых и общественных зданиях.
Коэффициент суточной неравномерности водопотребления Ксут, учитывающий уклад жизни населения, режим работы предприятий, степень благоустройства зданий, изменения водопотребления по сезонам года и дням недели, принимается равным: Ксут.min=0,8; Ксут.max=1,2.
Расходы воды для нужд наружного пожаротушения МО Костинский сельсовет принимаются в соответствии со СНиП 2.04.02-84. На расчетный срок принято: 1 пожар по 10 л/с. Расход воды на внутреннее пожаротушение 10 л/с. Трехчасовой пожарный запас составляет: (10+10) * 3,6 * 3 = 216 м3.
Для обеспечения санитарно-эпидемиологической надежности водопровода хозяйственно-питьевого назначения, предусматриваются зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, которые включают три пояса (СанПиН 2.1.4.1110-02):
I – пояс строгого режима включает территорию расположения водозаборов, в пределах которых запрещаются все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к водозабору.
II, III – пояса (режимов ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В пределах 2, 3 поясов ЗСО градостроительная деятельность допускается при условии обязательного канализования зданий и сооружений, благоустройства территории, организации поверхностного стока.
Система и схема водоснабжения
Общий расход питьевой воды на расчетный срок составит 386 м3/сут и будет обеспечиваться от существующих скважин.
Схема водоснабжения существующая корректируется, с развитием, реконструкцией и строительством сетей и сооружений водопровода.
Водоснабжение площадок нового строительства осуществляется прокладкой водопроводных сетей, с подключением к существующим сетям водопровода.
В системе водоснабжения МО Костинский сельсовет должен быть выполнен комплекс мероприятий по реконструкции водопроводных сетей, замене арматуры и санитарно-технического оборудования, установка водомеров, внедрены мероприятия по рациональному и экономному водопотреблению.
Проведение такого комплекса мероприятий может дать снижение водопотребления на 20-30%.
Проектные решения
Расчетные расходы сточных вод, как и расходы воды, определены исходя из степени благоустройства жилой застройки и сохраняемого жилого фонда. При этом удельные нормы водоотведения принимаются равными нормам водопотребления. На основании СНиП 2.04.03-85, удельные нормы водоотведения от жилой и общественной застройки соответствуют принятым нормам водопотребления, приведенным в разделе «Водоснабжение» с учетом понижающего коэффициента в населенных пунктах (поселки и села) –0,6;
Неучтенные расходы стоков и прочие расходы приняты в размере 5% от расхода воды на нужды населения.
Проектные расходы хозяйственно-бытовых стоков на расчетный срок строительства представлены в нижеследующей таблице. Расходы стоков от промышленных предприятий приняты по данным о существующем водоотведении с ростом на 10% на расчетный срок
Таблица 3.9.1.3
Суммарные расходы хозяйственно-бытовых стоков
Наименование потребителей |
Расчетный срок |
|
Среднесуточный расход стоков, м3/сут. |
Maксимальносуточный расход стоков, м3/сут. |
|
Население 681 человек |
230,2 |
247,4 |
Прочие расходы 5% |
16,56 |
12,37 |
ИТОГО: |
246,76 |
259,77 |
Система и схема канализации
Система канализации принята полная раздельная, при которой хозяйственно-бытовая сеть не прокладывается для отведения стоков от жилой и общественной застройки, а устраивается канализационная яма в каждом дворе.
Производственные сточные воды, не отвечающие требованиям по совместному отведению и очистке с бытовыми стоками, должны подвергаться предварительной очистке.
Перспективное развитие системы газоснабжения МО Костинский сельсовет следует предусматривать природным газом с использованием существующих газопроводов высокого давления с дополнительной установкой газорегуляторных пунктов.
Ведется постоянное обслуживание и контроль за состоянием системы газопроводов, сооружений и технических устройств на них, а также строительство новых.
Населённые пункты, расположенные на территории МО Костинский сельсовет, застроены, в основном, одноэтажными жилыми домами с газовым отоплением.
Потребители сельскохозяйственного производства и капитальные здания жилой и общественной застройки населённых пунктов будут обеспечиваться от встроенных, пристроенных и отдельно-стоящих котельных, оборудованных котлами небольшой мощности.
Покрытие нагрузки на перспективу может быть обеспечено за счет существующих теплоисточников, с учетом их модернизации. Применение высокоэффективных теплоизоляционных материалов, энергосберегающих технологий и приборов учета в расчетный срок позволит сократить потребление тепла на 10-15% (10-15 Гкал/час) от существующего. В данном случае увеличения мощности котельных потребуется наполовину меньше.
На территории МО Костинский сельсовет предполагается развитие электрических сетей в связи со строительством новых кварталов. Прокладку кабелей согласовать с ведомственными организациями во время строительства.
Предлагаемая схема электроснабжения обеспечивает надежное питание всех потребителей электроэнергией в соответствии с их категорийностью, классифицируемой «Правилами устройств электроустановок».
Предполагаемое жилищное строительство потребует дополнительного строительства кабельных линий и расширения мощностей АТС. В составе проектов планировки новых и реконструируемых кварталов, в основном, во встроено-пристроенных помещениях необходимо предусматривать размещение организаций по оказанию услуг электросвязи и почтовой связи.
Предлагается способствовать дальнейшему расширению сети объектов, обеспечивающих стабильный доступ населения к стационарной и мобильной связи и другим телекоммуникационным услугам.
Количество абонентов стационарной проводной связи к 2016 году может вырасти на 10-25%.
Отвод дождевых и талых вод с проезжей части улиц и прилегающей к ним территории в районе малоэтажной застройки поселения намечается осуществить открытыми водостоками, канавами и лотками, со сбросом воды в реки и пониженные участки рельефа (балки).
Канавы проектируются трапециидального поперечного профиля, ширина канав по дну 0,4 м, заложение откосов 1:1,5. На улицах с продольным уклоном выше 0,030 в населенных пунктах сельского поселения проектируется частичное укрепление дна и откосов канав тощим бетоном. Перепуск воды в канавах на переходах через улицы населенных пунктов сельского поселения осуществляется железобетонными водопропускными трубами Ø 500 мм.
Понижение уровня грунтовых вод, незаболачиваемость территории населенных пунктов сельского поселения обеспечивается системами дренажа, поверхностного водоотвода, озеленения.
Предлагается при разработке генеральных планов населённых пунктов поселения для каждого крупного населенного пункта предусмотреть соответствующую систему ливневой канализации.
Защита территории от подтопления
Техногенное подтопление территории, общий и локальный подъем уровня грунтовых вод является серьезной проблемой для поселений района. Значительная часть территорий с позиции проектирования мероприятий по инженерной защите характеризуется как подтапливаемая и, частично, как потенциально подтапливаемая.
В районе отмечена тенденция к повышению уровня грунтовых вод. Причины подъема уровня грунтовых вод следующие:
Подъем грунтовых вод вызывает негативное комплексное влияние на систему «здание – грунтовый массив – урбанизированная среда», приводит к изменению физико-механических свойств грунтов в массиве основания, изменению физико-механических характеристик строительных материалов подземной части зданий и сооружений, к нарушению эксплуатационной пригодности помещений подвалов, цокольных этажей. Общим следствием подтопления территорий поселений является деформация зданий, сооружений (изменение напряженно-деформированного состояния основания), инженерных коммуникаций, развитие аварийных ситуаций, выход из строя сооружений и их фрагментов. Перечисленные действия вызывают в свою очередь дальнейшие негативные проявления, т.е. создается устойчивая прогрессирующая цепочка отношений в инфраструктуре населенных пунктов.
Предложенные мероприятия по предупреждению подъема уровней грунтовых вод предусматривают устройство различных типов дренажа (прежде всего горизонтального). Предлагается применения различных видов дренажа в зависимости от уровня залегания грунтовых вод и иных характеристик.
Для предотвращения отрицательного воздействия подтопления и его последствий на территории предусматривается комплекс инженерных мероприятий, включающих решение сложных и взаимосвязанных геотехнических и градостроительных задач.
В сложных инженерно-геологических условиях поселений защита от подтопления должна решаться комплексно с помощью профилактических и радикальных методов. Профилактические методы, предусматривающие организационные и инженерные мероприятия сводятся к организации рельефа территории и отведения поверхностного стока, надежной эксплуатации инженерных коммуникаций, защитной изоляции зданий и сооружений, созданию биодренажа для использования транспортирующей способности древесных насаждений с целью понижения уровня грунтовых вод.
Для поселений Курманаевского района, расположенных на территории пойм рек, особое значение имеет защита селитебных, промышленных, рекреационных и сельскохозяйственных территорий от затопления при паводке. В данном случае особое значение имеет правильность выбора земельного участка для последующего использования. На территориях поселения, находящихся в зоне затопления 1% паводка, необходимо осуществлять строительство в наиболее повышенных местах с применением различных мероприятий препятствующих подтопления (строительство дамб, обвалование, повышение планировочных отметок, строительство на сваях и т.п.).
Таблица 3.10.3.1
Рекомендуемые типы дренажа
Вид застройки |
Инженерно-гидро-геологические условия |
Системы дренажа |
Преимущества, особенности |
Новое строительство |
|||
Малоэтажная застройка |
Разнородная толща грунтов |
Горизонтальный беструбчатый открытого и закрытого типа (гравийная канавка с геосинтетической прослойкой) |
Простота устройства и эксплуатации |
Малоэтажная застройка повышенной комфортности |
Разнородная толща грунтов |
Горизонтальный дренаж. Беструбчатые линейные модульные элементы |
Многовариантность типоразмеров линейных элементов, могут изготавливаться из полимербетона, повышенные эстетические характеристики |
Реконструкция территории |
|||
Малоэтажная застройка |
Глинистые, суглинистые грунты, слоистое строение водоносных слоев |
Горизонтальный дренаж открытого и закрытого типа. Беструбчатые линейные модульные элементы (дренажно-дождевые), в т.ч. с применением геосинтетических материалов |
Простота устройства и эксплуатации |
Подтопленные территории (с глубиной залегания подземных вод 2-4 м от поверхности) являются, в основном, застроенными, поэтому для водопонижения применяют местные дренажи. Местные дренажи прокладывают вдоль защищаемых сооружений. В глинистых, суглинистых и других грунтах с малой водоотдачей рационально предусматривать местные профилактические дренажи (даже при отсутствии наблюдаемых подземных вод), например, под подвалом здания, которое используют для служебных или торгово-развлекательных объектов.
При реконструкции территорий и возведении отдельных зданий на застроенных территориях при слоистом строении водоносного пласта местный дренаж возможно сочетать с систематическим.
Для защиты подземных коллекторов и дорожных одежд предусматривается сопутствующий дренаж. В суглинистых грунтах даже при отсутствии наблюденных подземных вод – для профилактических целей.
В условиях застройки следует прибегать к проектированию нескольких систем дренажа в пределах защищаемой территории, учитывая планировочное решение сложившейся застройки, влияющей на размещение трассы дренажа, и трассировку сетей проектируемой дождевой канализации.
Современные технологии открывают весьма существенные дополнительные возможности при проектировании и устройстве дренажных систем, с помощью которых осуществляется локальная водозащита участка застройки ли отдельного объекта. Эти вопросы разрабатываются специализированными организациями. На последующих стадиях проектирования на основе гидрологических расчетов (с учетом дифференцированной оценки качества отдельных участков под тот или иной вид использования). При том, безусловно, необходимо принимать во внимание, что эффективность водопонижения зависит от степени взаимной согласованности решения вопросов отведения поверхностного стока и дренажных вод. Строительство сетей дождевой канализации должно опережать устройство дренажных систем.
Новые технологии предоставляют широкие возможности при решении задач гидротехнического водоотведения (т.е. сочетание дренажной сети, дождевой сети в границах участка застройки и наружной сети дождевой канализации) благодаря применению модульных элементов, современных конструкций и материалов, применяющихся как для строящихся объектов, так и для реконструируемых.
Существующие на территории района озера используются в качестве естественных водоприемников и дрен. Предлагается в целях поддержания уровня воды во всех водоемах приблизительно на отметке 9-10 м произвести:
Перечисленные мероприятия обеспечат понижение уровня грунтовых вод на территории района.
1. Существующее положение.
В настоящее время в МО Костинский сельсовет системы ливневой канализации нет. Поверхностные стоки с жилой территории и промпредприятий сбрасываются по рельефу в пониженные места.
2. Проектное решение.
Площадь водосбора ливневых вод селитебной территорий:
Площадь водосбора ливневых вод промтерриторий (складских территорий) составит:
Согласно аналогам количество ливневых вод составит:
Поверхностные воды закрытой самотечной системой ливневой канализации собираются в насосную станцию, расположенную в южной части.
Затем насосами по напорным водопроводам ливневые стоки поступают на очистные сооружения ливневой канализации в составе: нефтеловушки, 2-х ступенчатые пруды – отстойники, фильтры доочистки.
Расчетная площадь прудов:
Общая площадь очистных сооружений составит:
Степень очистки:
БПК поли – 5 мг/л;
Взвешенные вещества – 5 мг/л;
Нефтепродукты – 0,03 мг/л.
В расчётный срок работы по благоустройству предлагается выполнять в соответствии с проектными решениями генерального плана, проектами планировки и разработанными и утверждёнными на территории поселения среднесрочными концепцией и программой благоустройства и озеленения.
Особое внимание при поведении работ необходимо обратить на согласованность и последовательность действий органов власти, сельских служб и застройщиков при строительстве и реконструкции зданий и сооружений, дорог, инженерной инфраструктуры и благоустройства для исключения возможности разрушения и демонтажа объектов благоустройства и озеленения при проведении строительных и ремонтных работ.
Генеральным планом предусматриваются мероприятия как по реконструкции существующих объектов благоустройства, так и по строительству новых объектов с применением качественно новых материалов и технологий.
Предлагается выполнять работы по следующим направлениям:
1. В расчётный срок основным направлением будут выступать работы по реконструкции и ремонту существующих искусственных покрытий с более широким применением современных материалов и технологий. Необходимо существенно расширить номенклатуру применяемых видов покрытий. Особое внимание следует обратить на рекомендуемые продольные и поперечные уклоны дорог, тротуаров и площадок, наличие водопропускных устройств, обеспечивающих отвод ливневых и паводковых вод.
2. Проектом генерального плана в части благоустройства водоёмов:
В части благоустройства внутренних водоёмов основные мероприятия предполагается направить на санитарную очистку и благоустройство прудов, обеспечение проточности водоёмов.
3. В расчётный срок необходимо увеличить площадь зелёных насаждений общего пользования в населённых пунктах и выполнить работы по реконструкции и благоустройству территорий лесов с высадкой необходимого количества деревьев и кустарников.
При реализации мероприятий по озеленению необходимо существенно расширить видовой состав применяемых растений, адаптированных к местным условиям произрастания.
4. Ежегодно необходимо увеличивать плотность малых архитектурных форм. Особое внимание необходимо обратить на установку малых архитектурных форм в общественно-административных центрах поселения, в межпоселковом общественном центре, в местах массового скопления людей. Необходимо восполнить недостаток монументально-декоративных произведений искусства на улицах и площадях населённых пунктов, обогатив эстетическое восприятие жилой среды.
5. Основные направления работы органов исполнительной власти поселения в части улучшения системы освещения населённых пунктов должны быть направлены на энергосбережение и совершенствование системы освещения. Необходимо добиться нормируемого уровня освещения сельских улиц и дорог и выстроить соподчинённую систему освещения главных и второстепенных улиц. В расчётный срок необходимо выполнить мероприятия по реконструкции автоматической системы освещения, работающей в различных режимах.
Вторым направлением работ по освещению будет освещение объектов социальной сферы и жилых кварталов, в первую очередь, должны быть надлежаще освещены территории с пребыванием детей и подростков.
Отдельное направление в освещении – это декоративное и архитектурное освещение; предлагается выполнить архитектурное освещение наиболее значимых зданий и объектов: общественных зданий и ряд других.